WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


Pages:     | 1 |   ...   | 17 | 18 || 20 | 21 |   ...   | 22 |

Кристаллизатор имеет внутреннюю полость, профиль которой соответствует поперечному сечению отливки. Рабочую часть кристаллизатора, контактирующую с металлом, выполняют из меди, твердых алюминиевых сплавов, стали или графита. Обычно ее охлаждают водой. Выбор материала и протяженности кристаллизатора зависит от теплопроводности, заливаемого сплава, склонности его к образованию трещин и размеров поперечного сечения отливки. Высокотеплопроводные алюминиевые и медные сплавы льют в короткие (не более 300 мм), а стали и чугуны в длинные (1000…1500 мм) кристаллизаторы. Для получения отливок с внутренними полостями в кристаллизатор устанавливают стержень соответствующего сечения.

При вертикальном литье машиностроительных заготовок в полость водоохлаждаемого кристаллизатора 1 (рис. 4.16) вводят затравку 2 с установленным на ней стержнем 4. Через заливочное устройство 3 в пространство, образованное рабочей поверхностью кристаллизатора и стержнем, подают жидкий металл.

После затвердевания металла в захватывающих элементах затравки и образования со стороны кристаллизатора прочной корки начинают вытягивание затвердевающей заготовки.

Рис. 4.16. Схема процесса вертикального непрерывного литья.

Этот способ литья наиболее эффективен для получения полых заготовок.

При непрерывном литье в кристаллизаторе ограниченной протяженности получают литые заготовки неограниченной длины. В полости кристаллизатора, в его различных частях одновременно происходит охлаждение расплава, затвердевание и охлаждение отливки, причем все ее части последовательно проходят одни и те же зоны кристаллизатора и формируются в одинаковых условиях. Это обеспечивает однородность свойств отливки по длине. Высокий градиент температур по сечению отливки внутри кристаллизатора и постоянное пополнение расплава в его полости создают предпосылки для направленного затвердевания и непрерывного питания отливки, поэтому отливки получаются плотными.

Особенностью этого способа является также извлечение из формы (вытягивание из кристаллизатора) отливки до ее полного затвердевания. Оно заканчивается вне кристаллизатора в условиях естественного или искусственного охлаждения, например, водой, что позволяет повышать производительность труда.

4.11.2. Технико-экономические показатели процесса Непрерывное литье обладает рядом достоинств, присущих практически всем способам. Высокая интенсивность охлаждения расплава способствует направленной его кристаллизации, уменьшению ликвационной неоднородности, неметаллических и газовых включений. Непрерывная подача расплава к фронту затвердевания обеспечивает постоянное питание растущих кристаллов, устраняет усадочные дефекты (раковины, рыхлости, пористость). Непрерывно-литые заготовки имеют плотное, без дефектов строение, чистую поверхность, достаточно высокую точность размеров.

Шероховатость поверхностей, точность литых заготовок и припуски на обработку резанием приближаются к данным литья в кокиль.

Реализация процессов непрерывного литья позволяет повысить выход годного в результате уменьшения расхода металла на литники и прибыли, уменьшить припуски на обработку резанием, исключить трудоемкие операции смесеприготовления, изготовления и выбивки литейных форм, очистки отливок, существенно улучшить условия труда и уменьшить загрязнение окружающей среды.

Некоторые технико-экономические показатели приведены в табл. 4.45 – 4.47.

Таблица 4.45.

Сравнительные технико-экономические показатели различных способов литья бронзы.

Литье вакуум- непрерывное Показатель в коным вса- горизонталькиль сыванием ное Масса полученной продукции с 1 мпроизводственной площади цеха, 40 40 кг/сут.

Производительность одного рабочего 900 900 литейного цеха, кг/сут.

Выход годного литья, % 75 85 Размеры отливаемых заготовок, м:

длина до 0,4 до 1,0 неограничендиаметр 0,04- 0,04-0,1 ная 0,2 0,012-0,Себестоимость, руб./т. 10720 10700 Недостатками непрерывного (полунепрерывного) литья являются невозможность изготовления отливок сложной конфигурации, ограниченная номенклатура отливок. Непрерывное литье может быть эффективно востребовано только в условиях крупносерийного и массового производства.

Таблица 4.46.

Сравнительные технико-экономические показатели литья чугуна.

Литье Показатель В разовые песчано- непрерывное гориглинистые формы зонтальное Производительность труда, (производство за42-50 180-готовок на одного работника лит. цеха), т/год Себестоимость, руб./Т 2900-3150 1600-Брак, % 5-8 Выход годных изделий по отношению к ме67-70 90-таллозавалке, % Экономия металла в результате снижения припусков на механическую - 25-обработку, % Процессы смесеприготовления, формообразования, выбивки, очистки и необходимы отсутствуют обрубки литья есть возможность есть возможность Механизация технологического частичной механи- полной механизации процесса зации и автоматизации Таблица 4.47.

Основные технико-экономические показатели полунепрерывного литья труб.

Диаметр трубы, мм Показатель 100 150 200 250 300 400 500 Расходный коэффициент 1208 1198 1188 1180 1170 1125 1105 металла, кг/т Себестои1140,65 1100,72 1070,46 1050,6 1020,77 940,04 930,12 900,мость руб./т Удельные кап. вложе- 220,88 250,7 230,1 210,75 190,63 180,22 160,96 140,ния, руб./т Трудоемкость изготовления 19,3 18,9 17,6 15,4 15,3 14,9 13,5 11,1 т, чел./ч.

Контрольные вопросы 1. Как осуществляется непрерывное литье 2. Каковы технико-экономические показатели непрерывного литья 3. Для получения каких отливок применяется непрерывное литье 5. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПРОИЗВОДСТВА ЛИТЫХ ЗАГОТОВОК Технологическая подготовка литейного производства предусматривает конструкторско-технологическое обеспечение изготовления отливок, которое включает: разработку чертежа отливки, разработку технологического процесса литья, проектирование технологической оснастки.



5.1. Разработка чертежа литой заготовки Исходными документами при разработке чертежа отливки являются чертеж детали, ГОСТ 3.1125-88 «Правила графического выполнения элементов литейных форм и отливок» и ГОСТ 26645-85 «Отливки из металлов и сплавов.

Допуски, размеры, массы и припуски на механическую обработку».

При проектировании чертежа отливки необходимо: установить припуски на механическую обработку каждой из обрабатываемых поверхностей детали, определить форму, размеры отливки и установить допуски на неточность их изготовления, назначить уклоны и технические требования на выполнение отливки.

Величина припусков, напусков, уклонов; форма отливки, точность ее размеров и шероховатость поверхности зависят от способа ее изготовления. Поэтому, чтобы приступить к разработке чертежа и технологии изготовления отливки необходимо выбрать способ ее изготовления. Методика выбора способа изготовления отливки изложена в разделе 3 настоящего пособия.

Ниже приводятся основные рекомендации в осуществлении разработки чертежа отливки для заданной детали.

При разработке чертежа отливки следует придерживаться следующей последовательности действий:

1. Определить направление плоскости разъема литейной формы для изготовления данной отливки и положение отливки в форме при заливке.

2. Определить технические возможности выбранного способа литья для выполнения заданной чертежом конфигурации детали и при необходимости назначить напуски.

3. Установить припуски на механическую обработку.

4. Назначить литейные уклоны.

5. Определить размеры отливки и установить допуски на неточность их изготовления.

6. Назначить технические требования на выполнение отливки.

7. Указать измерительные базы и базы первоначальной обработки.

5.1.1. Определение плоскости разъема литейной формы и положение отливки при заливке Плоскость разъема формы определяет расположение литейных уклонов, которые необходимо придать поверхностям отливки для беспрепятственного удаления модели и отливки из формы, что в свою очередь влияет на назначение технологических баз отливки при механической обработке. Плоскость разъема обычно выбирают так, чтобы она совпадала по направлению с двумя наибольшими размерами отливки. Плоскость разъема должна обеспечить свободное удаление модели и отливки из литейной формы. При этом, если это позволяет конфигурация детали, следует всю отливку или ее основную часть размещать в одной полуформе, желательно в нижней, что позволит повысить точность и качество отливки. Плоскость разъема не должна пересекать конструкторскую (измерительную) базу, которая, как правило, совпадает с технологической базой (базой первоначальной обработки поверхностей отливки). В противном случае, возможно появление "перекоса" отливки (смещение одной части отливки, расположенной в одной полуформе по отношению к другой части отливки, расположенной в другой полуформе), что также снизит точность обработки.

При определении плоскости разъема формы следует избегать сложных криволинейных линий и плоскостей, так как это усложняет технологию изготовления оснастки, формы и отрицательно сказывается на себестоимости и качестве отливки.

Расположение отливки в форме при заливке металлом отражается на качестве отдельных частей и поверхностей детали. При выборе положения отливки в форме следует руководствоваться следующими соображениями:

• Верхние части и поверхности отливки при заливке сплавом будут в большей степени поражены газовыми, песчаными и шлаковыми включениями.

• Рабочие поверхности, плоские поверхности большой протяженности, места, подлежащие механической обработке, и те части, которые при эксплуатации подвергаются наибольшей нагрузке, надо, по возможности, располагать внизу формы. Если это не возможно располагать вертикально или наклонно.

• Отливки из сплавов, дающих большую усадку (сталь, цветные сплавы) размещают так, чтобы обеспечить направленное затвердевание (тонкие части отливки – внизу, массивные – вверху, над которыми предусматривать установку прибылей).

• Для предотвращения "недоливов" тонких стенок отливки, эти стенки следует располагать внизу, а при отсутствии такой возможности – вертикально или наклонно.

• Выбранное положение отливки в форме должно быть удобным для формовки, сборки форм, расположения прибылей.

На чертеже отливки разъем модели и формы показывают отрезком или ломаной штрихпунктирной линией, заканчивающейся знаком Х – – – –Х, над которой указывается буквенное обозначение разъема – МФ.

Направление разъема показывают сплошной основной линией, ограниченной стрелками и перпендикулярной к линии разъема. При применении неразъемных моделей указывают только разъем формы Ф (рис. 5.1).

Х Х Рис. 5.1. Деталь «Основание».

5.1.2. Определение технических возможностей выбранного способа литья для получения заданной чертежом конфигурации детали. Назначение напусков В процессе литья не всегда удается изготовить отливку, соответствующую по конфигурации чертежу детали. Так, например, отверстия малого диаметра, небольшие впадины, выступы, выточки, фаски, мелкомодульные зубья шестерен, резьбу и т.п. можно получить только применяя обработку резанием. В этом случае подобного рода элементы чертежа в отливке оформляют в виде напусков. Напуски представляют собой технологические припуски, которые устанавливают на номинальные размеры отливки, для упрощения конфигурации отливки, или сглаживающие местные углубления, поднутрения, переходы и уступы. На чертеже отливки контур напуска изображают сплошной основной линией.





К напускам также относятся технологические приливы для крепления отливки при термообработке, транспортировке, а также для проб при механических испытаниях или металлографических исследованиях. При этом, в соответствии с ГОСТ 3.1125-88 для проб, вырезаемых из тела отливки указывают размеры, определяющие место их вырезки (рис. 5.2, б). Назначение пробы указывают на полке линии-выноски (рис. 5.2, а, б).

Проба для механических Проба для металлографических испытаний исследований а) б) Рис.5.2. Графическое изображение напусков для технологических проб.

К напускам относят остатки питателей, выпоров, промывников, стяжек и прибылей, если их не удаляют полностью в литейном цехе, которые выполняют на изображении отливки сплошной основной линией. При этом линия отрезки должна соответствовать способу отрезки: при отрезке резцом, дисковой фрезой, пилой и т.д. ее выполняют сплошной прямой тонкой линией, при огневой резке или обламывании – сплошной волнистой линией.

К напускам относят радиусы закруглений галтелей при переходе от одной поверхности к другой. С помощью галтелей избегают появления трещин, песчаных раковин, так как в острых углах отливок концентрируются внутренние напряжения, а острые углы литейной песчаной формы смываются жидким металлом, что приводит к появлению песчаных раковин и засоров. Радиусы за круглений зависят от габаритов конфигурации детали и равны не менее 3…мм.

В конечном итоге величина и форма напусков зависят от характера производства, способа литья, габаритов, конфигурации, условий изготовления отливки, детали, и поэтому назначаются технологом в каждом конкретном случае самостоятельно.

5.1.3. Установление припусков на механическую обработку Припуск на обработку – толщина слоя металла, удаляемая с поверхности отливки при ее обработке в целях обеспечения заданных размеров формы и шероховатости детали.

Величина припуска зависит от способа литья, характера производства, материала, габаритов отливки, положения обрабатываемой поверхности отливки при заливке и регламентируется ГОСТ 26645-85.

В разделе 3.4 настоящего пособия, на примере изготовления отливки "Планшайба" рассмотрена методика установления припусков на механическую обработку, которую можно использовать при проектировании чертежа заданной отливки. Усредненные значения припусков для каждого способа литья даны в разделе 4 настоящего пособия.

При вычерчивании отливки следует учитывать все припуски, установленные на обрабатываемые поверхности отливки, с указанием их величины. При этом внутренний контур обрабатываемых поверхностей, а также отверстий, впадин, выточек и т.п., выполненных в отливке в виде напуска, изображают сплошной тонкой линией. Наружный контур отливки с учетом припуска изображают основной линией. Если дан разрез отливки, то в сечениях частота и направление штриховки припуска должны совпадать со штриховкой тела отливки.

Пример оформления припусков смотри на рис. 5.1.

5.1.4. Назначение литейных уклонов на отливку Поверхность отливки, перпендикулярная к плоскости разъема формы, должна иметь уклон, обеспечивающий съем формы с модели, стержня из стержневого ящика, отливки из металлической формы. Величина уклонов регламентируется ГОСТом 3212-92. Литейные уклоны относятся к технологическим напускам, т.к. они вызваны особенностью технологии. На обрабатываемых поверхностях формовочные уклоны выполняются сверх припуска на механическую обработку. На необрабатываемых поверхностях – за счет одновременного увеличения размеров верхней и уменьшения размеров нижней части отливки расположенных относительно линии разъема формы. Если отливка не ответственная, то уклоны образуются за счет уменьшения ее размеров. В табл.

5.1 и 5.2 приведены значения уклонов при литье в песчано-глинистых формах и для кокильных отливок.

При литье в оболочковые формы, в соответствие с РД 2 Н83-33-89, минимальные уклоны на внутренних и наружных поверхностях отливок, которые не подвергаются механической обработке, принимают равными 0°18', для обрабатываемых поверхностей – 0°30'. Для каждого способа литья величина уклонов дана в разделе 4 пособия.

Таблица 5.1.

Литейные уклоны при литье в песчано-глинистые формы.

Высота Металлические модели Деревянные модели поверхно- Внутренние Внешние по- Внутренние Внешние пости моде- поверхности верхности поверхности верхности ли от разъема граду- граду- граду- градумм мм мм мм формы, сы сы сы сы мм До 20 1 3 0,5 1° 30' 1 3 1 20-50 1,2 2 0,8 1 2 2° 30' 1 1° 30' 50-100 1,5 1 1 0°45' 2,5 1° 30' 1,5 100-200 1,5 1 1,5 0° 30' 3 1 2 0° 45' 200-300 3 0° 45' 2 0° 30' 4 0°45' 2,5 0° 30' 300-500 4 0° 30' 2,5 0° 20' 5 0° 45' 4 0° 30' Таблица 5.2.

Уклоны для кокильных отливок.

Уклон поверхности отливки, %х Материал от- Внутренней (со стороны металлического ливки Наружной стержня) при высоте стенки, мм До 50 Св.50 100-Чугун 1-7 4-7 2-5 1-Сталь 5 - - Алюминие1-1,5 5 2-2,5хх вый сплав Магниев.

2,5 3 2-3 сплав Медный 1,5 7 3-3,5хх сплав Цинковый 0,5 2 1 сплав х – от высоты отливки хх – для тонкостенных отливок.

Значение литейных уклонов на чертеже отливки выносят в один из пунктов технических требований (рис. 5.1).

Pages:     | 1 |   ...   | 17 | 18 || 20 | 21 |   ...   | 22 |










© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.