WWW.DISSERS.RU

БЕСПЛАТНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

   Добро пожаловать!


Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 22 |
Министерство образования Российской Федерации Владимирский государственный университет В.А. КЕЧИН Г.Ф. СЕЛИХОВ А.Н. АФОНИН ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРОИЗВОДСТВО ЛИТЫХ ЗАГОТОВОК Учебное пособие Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки бакалавров и магистров "Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств", специальностям "Технология машиностроения", "Металлобрабатывающие станки и комплексы" направления подготовки дипломированных специалистов "Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств" Владимир 2002 УДК 621.74 (07) К37 Рецензенты:

Доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Литейные технологии» Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана В.А. Рыбкин Доктор технических наук, профессор, президент общероссийской общественно организации «Российская ассоциация литейщиков» г. Москва И.А. Дибров Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского государственного университета Кечин В.А., Селихов Г.Ф., Афонин А.Н.

Проектирование и производство литых заготовок: Учеб. пособие / Владим. гос. ун-т. Владимир, 2002. - 228 с.

Изложены свойства, характеристики и технология плавки литейных сплавов. Даны основы обеспечения технологичности конструкций литых деталей, методики выбора и технико-экономического обоснования рациональных способов изготовления и разработки чертежей литых заготовок и технологической оснастки для их изготовления. Представлены технико-экономические данные и особенности основных современных способов литья.

Предназначено в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», «Автоматизация и управление», специальностям «Технология машиностроения», «Металлорежущие станки и инструменты», «Автоматизация технологических процессов и производств» «Машины и технология литейного производства».

Табл. 120, Ил. 53, Библиогр.: 44 назв.

УДК 621.74 (07) ISBN 5-89368-305-© Владимирский государственный университет. © Кечин В.А., Селихов Г.Ф., Афонин А.Н.. ВВЕДЕНИЕ.

В результате практического использования достижений научнотехнического прогресса, в технологии машиностроения все более четко формируются следующие основные направления развития:

повышение удельного веса непрерывных процессов производительности металлорежущего оборудования, значительное повышение точности на всех стадиях машиностроительного производства;

ускорение внедрения комплексной механизации трудоемких работ и повышения уровня автоматизации процессов, усиление контроля за качеством обработки деталей, применение автоматических манипуляторов, внедрение гибких производственных систем;

совершенствование структуры технологических процессов, заключающиеся в замене трудоемкого труда обработки прогрессивными видами штамповки, проката и точного литья;

снижение уровня удельной материалоемкости деталей, узлов и готовых изделий за счет повышения качественных характеристик конструкционных металлов.

В решении поставленных задач большое место отводиться исходной заготовке, и особенно литой, т.к. отливки составляют от 50 до 80% от массы выпускаемых изделий.

Действительно, ни один технологический процесс изготовления продукции машиностроения не может быть поставлен на непрерывный поток производства, если не будут решены вопросы однородности в свойствах и размерах исходных заготовок. Показатели качества изделий так же тесно связаны с точностью и качеством применяемых заготовок. Технологический процесс, построенный на использовании заготовок с большими допусками, припусками, с грубой поверхностью, неоднородной твердостью материала, с большими уклонами может вызвать большие колебания в допусках готовой детали вследствие закона копирования при механической обработке. Влияние качества, себестоимости литых заготовок так же просматриваются и отображаются на других направлениях развития технологии машиностроения.

Постоянно возрастающие требования к литым заготовкам привели к тенденции перехода от традиционных способов литья в песчаные формы к специальным способам литья. Эти тенденции объясняются тем, что специальные способы литья способствуют резкому снижению трудозатрат и материалоемкости получаемых изделий, достижению высоких физико-механических характеристик и эксплуатационных свойств литых изделий.

Наряду с дальнейшим усовершенствованием способов гравитационного литья в специальные формы (кокиль, керамические, оболочковые, графитовые и др.) проводится разработка и внедрение ряда новых эффективных принципов воздействия на жидкий и кристаллизующийся металл и создаются такие специальные способы литья, как литье под регулируемым перепадом давления, литье с применением электрического и электромагнитного воздействия, литье с помощью ультразвуковой обработки и ряд других. Все это привело к наличию большого количества существующих способов изготовления литых заготовок.

Большое разнообразие способов изготовления отливок вызывает определенные трудности в оценке, в выборе, в проектировании чертежа литой заготовки, в осуществлении технологической подготовки производства конкретнозаданной детали. Решению этих задач поможет учебное пособие «Проектирование и производство литых заготовок» при изучении студентами таких учебных дисциплин, как: «Основы технологии машиностроения», «Технология машиностроения», «Аппаратные и программные системы управления», «Управление процессами в машиностроении», «Технологические процессы литья и сварки», при курсовом или дипломном проектировании.



Учебное пособие «Проектирование и производство литых заготовок» может быть полезным так же для инженерно-технических работников, как машиностроительных, так и литейных специальностей.

1. ЛИТЕЙНЫЕ СПЛАВЫ. СВОЙСТВА, ОСОБЕННОСТИ ВЫПЛАВКИ И ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОТЛИВОК При выборе материалов для деталей следует учитывать характер нагружения детали (статическая, динамическая или знакопеременная нагрузка), влияние размеров сечения детали (масштабный фактор), конструктивную форму (фактор формы) и, наконец, характер технологической обработки.

Выбор литейного сплава при конструировании литых деталей, предназначенных для работы в заданных условиях, определяется служебными (механическими, физическими, химическими и т. д.) и технологическими (литейными, обрабатываемостью) свойствами, а так же стоимостью.

Для изготовления литых деталей применяют: чугун (серый, модифицированный, высокопрочный, ковкий, легированный), сталь (углеродистую, легированную), медные, алюминиевые, магниевые, цинковые, свинцовые, оловянные и никелевые сплавы.

При конструировании литых деталей необходимо учитывать, что механические свойства металла могут быть неодинаковыми в различных по толщине сечениях отливки и даже по сечению (в центре и на периферии), а так же в верхних и нижних частях отливки. Это особенно характерно для чугуна, у которого механические свойства в значительной степени определяются скоростью охлаждения отливки в форме, и поэтому детали с различной толщиной стенок характеризуются различными механическими свойствами. Поэтому нельзя применять одни и те же формулы для расчетов сечений отливок из различных металлов и сплавов.

Как известно, металл при затвердевании приобретает различное кристаллическое строение (различную форму, величину и расположение зерен), зависящие от толщины сечения отливки, условий заливки и охлаждения. Кристаллическое строение определяет, в свою очередь, механические свойства литого изделия. Механические и иные свойства литой детали в значительной степени могут быть изменены термической обработкой.

1.1. Литейные свойства сплавов Возможность получения тонкостенных, сложных по форме или больших по размерам отливок без дефектов предопределяется литейными свойствами сплавов. Наиболее важные показатели литейных свойств сплавов: жидкотекучесть, усадка (линейная и объемная), склонность к образованию трещин, склонность к поглощению газов и образованию газовых раковин и пористости в отливках и др.

1.1.1 Жидкотекучесть литейных сплавов Жидкотекучесть – это способность металлов и сплавов течь в расплавленном состоянии по каналам литейной формы, заполнять ее полости и четко воспроизводить контуры отливки.

Жидкотекучесть литейных сплавов зависит от температурного интервала кристаллизации, вязкости и поверхностного натяжения расплава, температуры заливки и формы, свойств литейной формы и т.д.

Чистые металлы и сплавы, затвердевающие при постоянной температуре (эвтектические сплавы), обладают лучшей жидкотекучестью, чем сплавы, образующие твердые растворы и затвердевающие в интервале температур. Чем выше вязкость, тем меньше жидкотекучесть. С увеличением поверхностного натяжения жидкотекучесть понижается и тем больше, чем тоньше канал в литейной форме, с повышением температуры заливки расплавленного металла и температуры формы жидкотекучесть улучшается. Увеличение теплопроводности материала формы снижает жидкотекучесть. Так, песчаная форма отводит теплоту медленнее, и расплавленный металл заполняет ее лучше, чем металлическую форму, которая интенсивно охлаждает расплав. Жидкотекучесть литейных сплавов определяют с помощью различных методов и технологических проб (рис. 1.1).

Используемые методы можно разделить на три группы. В первой группе фиксируют прекращение движения металла в сужающемся канале. Жидкотекучесть характеризуется линейными размерами заполненной или незаполненной полости канала, например клиновой пробы (рис. 1.1, а). Прекращение движения жидкого металла может наступить в результате кристаллизации и в жидком состоянии под действием сил поверхностного натяжения. Во второй группе прекращение течения металла наступает вследствие кристаллизации его в узком сечении короткого канала. Величина жидкотекучести может быть оценена по массе металла, вытекшего от начала испытания до прекращения течения. В пробах третьей группы фиксируют длину затвердевшей части металла в канале постоянного сечения. Известно большее разнообразие проб последней группы, которые широко используются в производстве и лабораторных исследованиях.

Спиральную пробу (рис. 1.1, б) широко применяют для определения жидкотекучести чугуна и цветных металлов. Она состоит из чаши 1, фильтра 2, стояка 3, металлоприемника 4 и спирального канала 5 трапециевидного сечения с небольшими выступами 6.

Жидкотекучесть определяют по пути, пройденному жидким металлом до затвердевания, т. е. по длине прутка. Небольшие выступы 6, нанесенные через 50 мм, облегчают измерение длины спирали (прутка). Спиральный канал позволяет получить длинные прутки в сравнительно небольших формах.

Рис. 1.1. Технологические пробы для определения жидкотекучести.

Пробу, приведенную на рис. 1.1, выполняют в металлической форме и используют главным образом для многократного определения жидкотекучести стали на рабочей площадке сталеплавильной печи. Пробу в виде прутка (рис.

1.1, г) также часто используют для оценки жидкотекучести стали. На некоторой части в конце пробы сечение затвердевшего металла оказывается суженным на длине l.





Длину L - l, на которой не наблюдается сужения сечения, иногда называют мерой формозаполняемости или формовоспроизводимости.

Формозаполняемосгь F можно оценивать как отношение длины участка L - l к общей длине L.

L - l F = 100% (1.1) L 1.1.2. Усадка литейных сплавов Усадка – свойство литейных сплавов уменьшать объем при затвердевании и охлаждении. Усадочные процессы в отливках протекают с момента заливки расплавленного металла в литейную форму вплоть до полного охлаждения отливки. Различают линейную и объемную усадку, выражаемую в относительных единицах, %.

Линейная усадка – уменьшение линейных размеров отливки при ее охлаждении от температуры, при которой образуется прочная корка, способная противостоять давлению расплавленного металла, до температуры окружающей среды. Линейную усадку определяют соотношением, %:

(lФ - lот )100% = (1.2) ЛИН lот где lф и lот - размеры полости формы и отливки при температуре 200С.

На линейную усадку влияют химический состав сплава, температура его заливки, скорость охлаждения сплава в форме, конструкция отливки и литейной формы. Так, усадка серого чугуна уменьшается с увеличением содержания углерода и кремния. Усадку алюминиевых сплавов уменьшает повышенное содержание кремния, усадку отливок – снижение температуры заливки. Увеличение скорости отвода теплоты от залитого в форму сплава приводит к возрастанию усадки отливки.

При охлаждении отливки происходит механическое и термическое торможение усадки. Механическое торможение возникает вследствие трения между отливкой и формой. Термическое торможение обусловлено различными скоростями охлаждения отдельных частей отливки. Сложные по конфигурации отливки подвергаются совместному воздействию механического и термического торможения.

Линейная усадка для серого чугуна составляет 0,9…1,5%, для углеродистых сталей 2…2,4%, для алюминиевых сплавов 0,9…1,5%, для медных 1,4…2,3%.

Объемная усадка – уменьшение объема сплава при его охлаждении в литейной форме при формировании отливки. Объемную усадку определяют соотношением, %:

ОБ = (VФ -VОТ )100 / VОТ,% (1.3) где Vф и Vот – объем полости формы и объем отливки при температуре 20 0С.

Объемная усадка приблизительно равна утроенной линейной усадке:

= 3 (1.4) ОБ ЛИН Усадка в отливках проявляется в виде усадочных раковин, пористости, трещин и короблений.

Усадочные раковины – сравнительно крупные полости, расположенные в местах отливки, затвердевающих последними. Сосредоточенные крупные усадочные раковины образуются при изготовлении отливок из чистых металлов, сплавов эвтектического состава (сплав АЛ2) и сплавов с узким интервалом кристаллизации (низкоуглеродистые стали, безоловянистые бронзы и др.).

Усадочная пористость - скопление пустот, образовавшихся в отливке в обширной зоне в результате усадки в тех местах отливки, которые затвердевали последними без доступа к ним расплавленного металла. Усадочная пористость располагается по границам зерен металла.

Получить отливки без усадочных раковин и пористости возможно за счет непрерывного подвода расплавленного металла в процессе кристаллизации вплоть до полного затвердевания. С этой целью на отливки устанавливают прибыли – резервуары с расплавленным металлом, которые обеспечивают доступ расплавленного металла к участкам отливки, затвердевающим последними.

На рис. 1.2, а прибыль 1 не может обеспечить доступ расплавленного металла к массивному участку отливки 3. В этом месте образуется усадочная раковина 2 и пористость. Установка на массивный участок прибыли 4 (рис. 1.2, б) предупреждает образование усадочной раковины и пористости.

Предупреждать образование усадочных раковин и пористости позволяет установка в литейную форму наружных холодильников 5 (рис. 1.2, в) или внутренних холодильников 6 (рис. 1.2, г).

Эти холодильники изготавливают из этого же сплава, что и отливку. При заполнении формы, внутренние холодильники частично расплавляются и свариваются с основным металлом.

1.1.3. Трещины в отливках В отливках в результате неравномерного затвердевания тонких и толстых частей и торможения усадки формой при охлаждении возникают внутренние напряжения. Эти напряжения тем выше, чем меньше податливость формы и стержней. Если величина внутренних напряжений превзойдет предел прочности литейного сплава в данном участке отливки, то в теле ее образуются горячие или холодные трещины. Если литейный сплав имеет достаточную прочность и пластичность и способен противостоять действию возникающих напряжений, искажается геометрическая форма отливки, появляется коробление.

Холодные трещины возникают в области упругих деформаций, когда сплав полностью затвердел. Тонкие части отливки охлаждаются и сокращаются быстрее, чем толстые. В результате в отливке образуются напряжения, которые и вызывают появления трещин. Холодные трещины чаще всего образуются в тонкостенных отливках сложной конфигурации и тем больше, чем выше упругие свойства сплава, чем значительнее его усадка при пониженных температурах и чем ниже его теплопроводность. Опасность образования холодных трещин в отливках усиливается наличием в сплаве вредных примесей (например, фосфора в сталях). Для предупреждения образования в отливках холодных трещин необходимо обеспечивать равномерное охлаждение отливок во всех сечениях путем использования холодильников; применять сплавы для отливок с высокой пластичностью; проводить отжиг отливок и т.п.

б) а) в) г) Рис. 1.2. Способы предупреждения усадочных раковин и пористости в отливках.

Pages:     || 2 | 3 | 4 | 5 |   ...   | 22 |










© 2011 www.dissers.ru - «Бесплатная электронная библиотека»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.